Мы хотим рассказать о нашей любимой школе, Государственном общеобразовательном учреждении "Донецкая специальная школа - интернат № 17".
В нашей школе обучается 202 ребенка, среди них, дети с общим недоразвитием речи, обучающиеся, страдающие заиканием, дети с дизартрией, есть ученики с аутическим спектром и 19 детей-инвалидов. Для всех детей с ограниченными возможностями здоровья в нашей школе созданы комфортные условия для обучения, воспитания и творческого развития.
Главная задача школы – создание безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение их права на качественное образование и полноценное участие в общественной жизни.
Изменения, происходящие в обществе, требуют от педагогов, воспитателей применения новых образовательных и воспитательных технологий в своей работе. Наши дети испытывают потребность в повышении мотивации и активизации учебно-познавательной деятельности.
Системно-деятельностный подход в образовании и воспитании является необходимым и на данный момент очень актуальным, так как готовит детей к реальной жизни в обществе, адаптации к условиям современного мира. Системный подход — это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов.
Деятельностный подход позволяет конкретно воплотить принцип системности на практике.
Системно-деятельностный подход, как педагогическая технология, может использоваться практически в любой деятельности, в любом коррекционно-воспитательном процессе.
Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в силу своей профессиональной деятельности, мы понимаем, что применение именно этой технологии актуально.
Основной целью воспитательной и педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи, обеспечение максимально полной и социальной адаптацией, получение обучающимися общего среднего образования. Очень важно развивать у обучающихся позитивное отношение к жизни, обществу, семье, обучению и труду.
Комплексный характер коррекционной воспитательной и педагогической работы предусматривает постоянный учет взаимовлияния речевых, психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка. Вследствие этого необходима совместная стимуляция развития всех сторон психики, речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений.
Коррекционная воспитательно-педагогическая работа реализуется в несколько этапов. Каждый этап имеет свои направления в работе. В нашей школе имеется психологическая служба во главе с психологом Кукшиновой Еленой Николаевной, которая работает индивидуально, дифференцированно, проводит групповые занятия, тренинги с детьми, требующими психологической помощи. Большую работу в школе мы проводим с детьми, требующими повышенного индивидуального педагогического внимания. Такие дети, а их у нас 43 человека ставятся на особый контроль. С ними проводятся беседы, игры, соревнования, тренинги, с целью вовлечения этих ребят в активную школьную жизнь. Стараемся вовлечь ребят группы риска в кружковую работу, в совет школьного самоуправления.
Школьное самоуправление – это важная составляющая нашей школьной жизни, оно предполагает сотрудничество всех уровней школьного самоуправления: ученического самоуправления, администрации, педагогического коллектива школы, родительского комитета.
Данная модель школьного самоуправления предусматривает возможность для обучающихся участвовать в самоуправлении на каждом уровне. Система школьного самоуправления имеет два уровня: классное ученическое самоуправление и школьное ученическое самоуправление. Органами ученического самоуправления являются: школьная конференция и большой ученический совет (БУС). Руководит школьным самоуправлением - президент школы и его заместители вице-президенты, есть совет лидеров. Работают в школе такие советы: «Ученический», совет «Дисциплины и порядка», «Забота», «Пресс-центр» и «Спорт». Каждый совет выполняет свои функции и задачи. Школьное самоуправление осуществляет работу согласно плану работы на год, в котором предусмотрены заседания БУСа, рейды-проверки, смотры-конкурсы и общешкольные мероприятия. Ребята ответственно относятся к своим обязанностям. Данная работа носит системно-деятельностный характер. Целью этой деятельности является возможность раскрытия творческого потенциала обучающихся, активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.
Данная модель школьного самоуправления предусматривает возможность для обучающихся участвовать в самоуправлении на каждом уровне. Система школьного самоуправления имеет два уровня: классное ученическое самоуправление и школьное ученическое самоуправление. Органами ученического самоуправления являются: школьная конференция и большой ученический совет (БУС). Руководит школьным самоуправлением - президент школы и его заместители вице-президенты, есть совет лидеров. Работают в школе такие советы: «Ученический», совет «Дисциплины и порядка», «Забота», «Пресс-центр» и «Спорт». Каждый совет выполняет свои функции и задачи. Школьное самоуправление осуществляет работу согласно плану работы на год, в котором предусмотрены заседания БУСа, рейды-проверки, смотры-конкурсы и общешкольные мероприятия. Ребята ответственно относятся к своим обязанностям. Данная работа носит системно-деятельностный характер. Целью этой деятельности является возможность раскрытия творческого потенциала обучающихся, активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.
В школе-интернате работают опытные учителя-логопеды, которые стараются помочь нашим детям преодолеть свои комплексы и речевые нарушения. Для этого проводятся логопедические занятия: индивидуальные и групповые. Есть такая форма работы как логопедическая зарядка, на которой дети перед уроками готовят свой артикуляционный аппарат к работе. Обязательным упражнением являются дыхательные упражнения, зрительная и пальчиковая гимнастика, упражнения для развития памяти, внимания, связной речи.
В школе одиннадцать начальных классов, в них обучаются 103 ребенка. Педагоги школы очень дружные и любящие свою профессию люди.
Наши педагоги работают вместе, сообща над формированием пассивного и активного словарного запаса; формированием математических представлений; расширением запаса знаний и представлений об окружающем мире; развитием речевого общения с окружающими: со сверстниками и взрослыми; развитием игровой деятельности, креативности и творческих способностей наших воспитанников.
Мы работаем над воспитанием у детей: трудовых навыков, самообслуживания, гигиены.
Лечебно-педагогическая работа также носит комплексный системный характер. Важное условие комплексного воздействия – согласованность действий специалистов различного профиля. Нашими медиками проводится витаминизация, ароматерапия, кварцевание.
У нас в школе также уделяется большое внимание укреплению здоровья детей, для этого оборудован кабинет лечебной физкультуры, который оснащен тренажерами, это и беговая дорожка, велосипед, штанга и др. Один раз в неделю каждый обучающийся с удовольствием занимается лечебной физкультурой. Осенью и весной мы проводим дни здоровья, на которых ходим в походы, проводим спартакиады, соревнования, конкурсы. Дети с удовольствием принимают в них участие.
Два раза в неделю в школе-интернате работает спортивный кружок по гимнастике, настольному теннису, бадминтону, волейболу, действует хореографический кружок и кружок вязания, шахматный кружок (ведет учитель математики Горшков В.Е.). Кроме того, воспитатели нашего интерната по собственной инициативе организовали дополнительные кружки, которые проводятся в вечернее время, это: кружок «Умелые ручки» (проводит воспитатель Буянкина Е.П.), «Юная леди» (кружок для девочек, воспитатель Желудкова Я.В.), театральный кружок (Олиниченко Л.С.), «Поговорим по душам» (Балашова В.С.) и др.
Хочется отметить наш танцевальный коллектив «Фантазия», который принимал участие в Республиканском конкурсе «Поверь в себя». В прошлом году коллектив в этом конкурсе занял второе место, руководитель Радченко Елена Викторовна.
Не могу не сказать о нашем вокальном коллективе «Непоседы», они также принимали участие в Республиканском конкурсе «Поверь в себя» и заняли первое место в своей номинации, руководитель ансамбля учитель музыки – Татарчук Оксана Викторовна.
Педагоги школы стремятся идти в ногу со временем и поэтому внедряют в свою деятельность и новые нетрадиционные формы работы, такие как: КТД (коллективные творческие дела), которые направлены на стремление к общению, к познавательной активности, причем не зрительской, а деятельностной; тренинги – общения, которые позволяют эффективно решать задачи, связанные с развитием навыков общения, управления своими эмоциями, развитием самопознания и самопринятия; шоу-технологии, которые имеют три блока: подготовка-реализация-анализ итогов и т.д. На уроках используются и интерактивные формы работы это: карусель, аквариум, дебаты, дискуссия, займи позицию.
Наш коллектив очень творческий, дружный и сплоченный. Учителя, воспитатели, логопеды, психологическая служба работают в тесном контакте, потому что мы убеждены, что только вместе и сообща можно чего-то добиться, помочь нашим детям обрести себя, обрести уверенность и желание жить, учиться и творчески расти.
Наши дети любят свою школу, любят свой класс, своих одноклассников. Ученики школы стараются быть активными на всех мероприятиях, любят разные конкурсы, поездки,
праздники. Праздники являются своего рода кульминационными моментами школьной жизни, которых все очень ждут и радуются их наступлению. В коллективных творческих делах участвуют все ученики, все учителя и воспитатели. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю своего участия и ответственности. В процессе общей работы происходит взаимодействие возрастов, старшие помогают младшим, младшие учатся у старших. Это очень важно для формирования общественного мнения, коллективной самооценки, роста группового и личного самосознания.
праздники. Праздники являются своего рода кульминационными моментами школьной жизни, которых все очень ждут и радуются их наступлению. В коллективных творческих делах участвуют все ученики, все учителя и воспитатели. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю своего участия и ответственности. В процессе общей работы происходит взаимодействие возрастов, старшие помогают младшим, младшие учатся у старших. Это очень важно для формирования общественного мнения, коллективной самооценки, роста группового и личного самосознания.
Родители — важнейшие участники педагогической работы, организуемой с ребенком. Они отрабатывают, закрепляют навыки и умения у детей, сформированные специалистами. Это ускоряет процесс восстановления нарушенных физических и речевых способностей детей.
Как говорил А.С. Макаренко «Если вы хотите воспитать – организуйте деятельность». Только в условиях деятельностного подхода, а не потока информации, нравоучений человек выступает как личность.
Золотые правила деятельностного подхода:
-подари ребёнку радость творчества, осознание авторского голоса;
-веди ребёнка от собственного опыта к общественному;
-будь не «над», а «рядом»;
-радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
-учи анализировать каждый этап работы;
-критикуя, стимулируй активность ребенка.
Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и анализировать свои действия. Поэтому системная деятельность, ролевые игры, коллективные творческие дела – это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у обучающихся установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их к жизни – это и есть системно-деятельностный подход, который приносит, свои плоды не сразу, но ведет к определенным достижениям.
Мы надеемся, что наша совместная творческая и активная работа даст положительный результат, что для нас, как для педагогов, является очень важным показателем своей деятельности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий